Предупреждение трудностей в освоении письменной речи
у будущих первоклассников
Дисграфия(нарушение письменной речи) начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок и проведение профилактической работы.
Упражнение №1
«Магазин»
Это упражнение, с помощью которого формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.
Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
м — маленькая; ы — ы-ы!; ш — шуршит; ь — мягкая шубка. а - ароматный; |
р — рубиновый;
б — большой;
у — укатить домой!;
з — звонкий;
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.
Упражнение №2
«Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет...
Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка);
«Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик);
«Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.
Ритм речи, особенно стихотворный, способствует развитию координации и произвольной моторики.
Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Упражнение №3 Самомассаж фаланг пальцев
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строку — разминание одного пальца). Направление движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца (рис. 3). После 4-й строчки — смена рук.
Вырос у на чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква , капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка, (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород (большой палец правой руки)
Упражнение №4 «Фокусник». Упражнение с мячом небольшого размера совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов. (Движения соответствуют тексту.)
За рукой и под рукой, Мяч снаружи, мяч внутри,
Из-под кисти — на покой. По руке качу — смотри!
Над рукою он кружит, Вдоль ладони, через палец
От неё теперь бежит. И вокруг запястья танец.
Между пальцев подержу Мяч с одной рукой играет
И в ладошку положу. И к другой перебегает
Из руки его достану, Дружит мяч с моей рукой —
Справа, слева ставить стану. Вот я фокусник какой!
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу