Профориентационная работа в школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Зачем нужна «Профориентация»?
Профориентация поможет учащимся 7,8,9,10,11-х классов (школьникам, подросткам, старшеклассникам):
- выявить профессиональные склонности;
- определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования;
- выбрать среднее - специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении;
- определить подходящий профиль обучения в старшей школе.
На каждом уровне школьного обучения реализуются различные цели:
- Начальная школа (1-4 кл.) - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
- (5-7 кл.) - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
- (8-9 кл.) - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
- Старшие классы (10-11 кл.) - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
Работа ведётся через урочную и внеурочную деятельность по следующим направлениям:
1. Просветительское, цель которого предоставление учащимся достоверной информации о состоянии рынка труда, востребованности профессий, их характеристика, предоставление информации о профессиональных учебных заведениях.
- Оформление стенда «Моя профессия - моё будущее», где представлена информация о профессиях, которые необходимы на рынке труда Волгоградской области.
- Организуются встречи учащихся с представителями колледжей, ВУЗов, где дети могут получить конкретную информацию, пройти тестирование и т.д.
В библиотеке периодически выставляются книги по научно-популярной, художественной и справочной литературе о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда. Раз в месяц классные руководители проводят классные часы о профессиях.
Учащиеся 9-11 классов принимают участие в днях открытых дверей в учебных заведениях профессионального образования в течение учебного года.
2.Консультативно – диагностическое направление, цель которого – выявление внутренних ресурсов личности, мотивов выбора профессии, раскрытие путей осознания себя в процессе самоопределения. Проведен мониторинг учащихся 9-11 классов по определению их профильных предпочтений. В течение учебного года для ребят проводятся следующие мероприятия:
- классные часы «Что такое профессия?» в 5-х классах, «Особенности профессиональной деятельности» в 6-х классах, «Ошибки в выборе профессии» в 7-х классах, «Профессионально важные качества» в 8-х классах, «Построение профессионального будущего» в 9-ом и 10-м классах, «Формула успеха» в 11-х классах.
Профориентационная работа в школе осуществляется как через урочную систему обучения, так и через внеурочную деятельность учителями-предметниками и классными руководителями:
- выявление склонностей и способностей детей, начиная с начальной школы, вовлечение их в кружки, факультативные занятия, студии, секции, оказание помощи учащимся и их родителям в выборе внеурочной деятельности и организации досуга;
- вовлечение детей в исследовательскую работу, проектную деятельность по предметам, подготовку и участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях;
- проведение интеллектуальных марафонов, организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческого потенциала детей.