НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Памятка для родителей будущих первоклассников
Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер. А.Л. Венгер.
Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка дошкольного возраста и его семьи. С этим событием связаны радость и тревога, надежды и опасения. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные испытания.
Критерии психологическая готовности детей седьмого года жизни к обучению в школе отражены в Письме Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»:
Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Рекомендации игротерапевта
Готовность ребенка к школе подразумевает и психологическую зрелость эмоциональной и личностной сфер, т.е. способность адекватно воспринимать и выражать эмоции, находить контакт с окружающими, корректировать свое поведение в соответствии с реальными событиями. Это станет особенно важным, когда ребенок окажется в первом классе, где столкнется с новым коллективом детей и педагогов, изменится его режим и сама ситуация обучения потребует от малыша большей ответственности.
Своевременное выявление и проработка внутрипсихических конфликтов, внешним проявлением которых может быть агрессивное поведение, заниженная самооценка, некоторые страхи, поможет ребенку легче приспособиться к новому жизненному этапу.
Особое место в такой работе отводится налаживанию позитивного взаимодействия ребенка с родителями, на помощь которых должен опираться первоклассник.
Игры, которые можно рекомендовать родителям для проведения с детьми.
Игры, помогающие понять переживания ребенка.
1. «Я боюсь, злюсь, люблю...».
Кидая мяч друг другу, быстро называть первое, что приходит в голову, продолжая предложения: - Я боюсь...., Я люблю...
Родитель тоже участвует в назывании и тем самым показывает ребенку, что у него тоже бывают разные чувства, в том числе
и негативные, что помогает ребенку принять собственные чувства.
2. «Кто Я?». Не показывая друг другу до конца работы, ответить на вопросы: для ребенка: На какое животное по характеру ты похож? А на какое похожа мама? А каким животным, как ты думаешь, тебя представляет мама?
Для мамы вопросы аналогичные. Вопросы можно придумывать самим. Цель - понять, как я вижу себя, и как меня видит другой.
Игры на принятие правил и примирение с возможными поражениями.
1. Игра в шашки. Совершая ходы, можно обсуждать, что делает ребенок и как себя ведет желая победить (нарушает правила, обманывает, злится, расстраивается и т. д.). Можно проводитьаналогии с ситуациями, когда он ведет себя так и в жизни. Обсуждать это нужно без критики, доброжелательно, просто описывая, что происходит.
2. При имеющихся конфликтах в семье, трудностях при соблюдении режима, можно составить «Биль о правах». Нужно обсудить с ребенком его и свои требования по пунктам. Каждый пунктобсуждается с применением веских доводов и длится до нахождения варианта, приемлемого для обеих сторон. Таким подходом мы даем понять ребенку, что прислушиваемся к его мнению, что оно значимо для нас и в этой ситуации с ним на равных. В то же время, это хороший повод наделить его ответственностью.
Развитие пространственных представлений у дошкольников
Развитие представлений о ”схеме тела”.
Ориентировка детей в окружающем пространстве
Определение времени суток
Определение дней недели
Определение времени года
Формирование понятий о возрасте
· “Какое сегодня число?”, “Какой сейчас месяц?”, “Какое сейчас время года?”, “Какое число будет завтра?”, “Какое число было вчера?”, “Как будет называться следующий месяц?”. “Как назывался предыдущий месяц?”, “Назови первый месяц года?”, “Назови последний месяц года”, “Назови второй месяц весны”, “Назови третий месяц лета”, “Какое время года наступит после осени? Лета? Весны? Зимы?” и т. п.
· При обсуждении темы: “Семья, возраст и роли в семье”, задаются следующие вопросы: “Как зовут твоих родителей?”, “Есть ли у тебя брат? Сестра?”, “Сколько им лет?”, “Младше они тебя или старше? На сколько лет?”, “Есть ли у тебя бабушка? Дедушка? Сколько им лет?”, “Расскажи о своей семье”.
Рекомендации на лето будущим первоклассникам
Научите ребенка играть с мячом:
· Ударять мяч об землю без перерыва не менее десяти раз каждой рукой, попеременно обеими руками, пропуская его под ногой;
· Отбивать мяч от стены непрерывно, держа руки в различных положениях, перепрыгивать через мяч и ловить его сзади;
· Вспомните знакомые Вам с детства игры в «вышибалы», используйте игру с мячом для развития речи и мышления ребенка. Пусть, ударяя мяч об землю, он приговаривает: «Я знаю пять имен девочек, (мальчиков, названий деревьев, видов транспорта, спортивных игр и все другое, что придет вам с ним в голову)». Играя в «штандр», условьтесь ловить только определенные времена года, месяцы, дни недели, названия птиц или посуды, мебели или цветов, всего, что имеет хвост или ручку и т.п.
Вспомните как в детстве Вы прыгали через веревочку: «Я и прямо, я и боком, с поворотом и прискоком, и вприпрыжку, и на месте, и двумя ногами вместе!». Пусть Ваш ребенок научится этому в совершенстве, прыгая и самостоятельно, и когда веревочку вертят другие.
Прыгая через «резиночку» и «в классики», ребенок совершенствует не только зрительно-моторную координацию, но и обучается «играм с правилами», пользу которых трудно переоценить.
К «играм с правилами» относятся и все настольные игры, а также пасьянсы, наиболее простые из которых доступны ребенку для самостоятельного раскладывания, а более сложные – вместе с Вами.
В дождливый день предложите ребенку поиграть в любую настольную игру одному сразу за двоих, не отождествляя себя ни с одним из игроков, дабы обучить его принимать таким образом позицию разных людей.
Развиваем слуховое восприятие и слухомоторную координацию.
Поиграйте с ребенком в его любимые игры, давая инструкции, которые должны выполняться на слух, устанавливая определенные закономерности. (Давай построим забор из чередующихся красных и зеленых кубиков и гараж высотой в два кубика).
Правое и левое.
Убедитесь в том, что ребенок без ошибки определяет правую и левую руку и другие симметричные части тела у себя, у другого человека, стоящего рядом.
Поиграйте в игрушки, расставляя их справа и слева, сначала от самого ребенка, потом от любого предмета (посади куклу слева от зайца). Поставьте предметы в разных положениях друг относительно друга (под, над, за, на, перед), двигайте их в разных направлениях (из-за, из-под).
Научите ребенка различать правую и левую сторону у человека, стоящего напротив. Потренируйтесь на прохожих, на картинках в книгах. Доведите до совершенства знание ребенком последовательности времен года, месяцев, дней недели (что за и перед чем идет), научите узнавать время по стрелочным часам.
Развиваем руку.
Если вы отдыхаете на море, научите ребенка играть в камушки. Рассыпьте десяток камушков на полу. Подбросьте один, а пока он летит, подхватите с пола другой, и потом поймайте подброшенный. Продолжайте, пока не соберете в горсти все камушки. Продолжайте подкидывать, выпуская по одному камушку из горсти на стол. Играйте обеими руками по очереди.
Из коробка спичек можно сложить и красивые узоры, и оригинальные постройки. Попробуйте выкладывать спички всеми парами пальцев, действуя обеими руками. При выкладывании узоров условьтесь, что спички будут смотреть головкой в направлении построения, например, направо вверх.
Театр теней, где актерами будут пальцы ребенка, не только развивает фантазию, воображение, но и мелкую моторику рук.
Адрес: 400117, г.Волгоград, ул. Рионская, 14
Телефон: (8442) 36-54-62, 36-54-59, 36-59-65
E-mail: school96@volgadmin.ru