Рекомендации игротерапевта
Готовность ребенка к школе подразумевает и психологическую зрелость эмоциональной и личностной сфер, т.е. способность адекватно воспринимать и выражать эмоции, находить контакт с окружающими, корректировать свое поведение в соответствии с реальными событиями. Это станет особенно важным, когда ребенок окажется в первом классе, где столкнется с новым коллективом детей и педагогов, изменится его режим и сама ситуация обучения потребует от малыша большей ответственности.
Своевременное выявление и проработка внутрипсихических конфликтов, внешним проявлением которых может быть агрессивное поведение, заниженная самооценка, некоторые страхи, поможет ребенку легче приспособиться к новому жизненному этапу.
Особое место в такой работе отводится налаживанию позитивного взаимодействия ребенка с родителями, на помощь которых должен опираться первоклассник.
Игры, которые можно рекомендовать родителям для проведения с детьми.
Игры, помогающие понять переживания ребенка.
1. «Я боюсь, злюсь, люблю...».
Кидая мяч друг другу, быстро называть первое, что приходит в голову, продолжая предложения: - Я боюсь...., Я люблю...
Родитель тоже участвует в назывании и тем самым показывает ребенку, что у него тоже бывают разные чувства, в том числе
и негативные, что помогает ребенку принять собственные чувства.
2. «Кто Я?». Не показывая друг другу до конца работы, ответить на вопросы: для ребенка: На какое животное по характеру ты похож? А на какое похожа мама? А каким животным, как ты думаешь, тебя представляет мама?
Для мамы вопросы аналогичные. Вопросы можно придумывать самим. Цель - понять, как я вижу себя, и как меня видит другой.
Игры на принятие правил и примирение с возможными поражениями.
1. Игра в шашки. Совершая ходы, можно обсуждать, что делает ребенок и как себя ведет желая победить (нарушает правила, обманывает, злится, расстраивается и т. д.). Можно проводитьаналогии с ситуациями, когда он ведет себя так и в жизни. Обсуждать это нужно без критики, доброжелательно, просто описывая, что происходит.
2. При имеющихся конфликтах в семье, трудностях при соблюдении режима, можно составить «Биль о правах». Нужно обсудить с ребенком его и свои требования по пунктам. Каждый пунктобсуждается с применением веских доводов и длится до нахождения варианта, приемлемого для обеих сторон. Таким подходом мы даем понять ребенку, что прислушиваемся к его мнению, что оно значимо для нас и в этой ситуации с ним на равных. В то же время, это хороший повод наделить его ответственностью.